Сделано в Палехе

Многослойная история. Совсем как живопись.
Италия, 1924 год — почти столетие назад работы палехских художников впервые попадают на Венецианский вернисаж.
Палешане выступают на выставке настолько успешно, что получают предложение покинуть Россию и основать школу живописи в Италии. Мастера остаются в Палехе, развивают свое дело и менее чем через год удостаиваются гран-при на Всемирной выставке в Париже. С этого момента Палех знают и любят во всем мире.

Всероссийское признание приходит к палехским мастерам гораздо раньше. До революции Палех известен своим иконописным промыслом. Скрытый лесами Владимирской губернии, удаленный от больших рек и дорог, Палех бережно хранит секреты ремесла. Традиции иконописания передаются из поколения в поколение, от отца к сыновьям.
Иконы палешан ценятся старообрядцами, мастерские известных палехских династий становятся поставщиками Императорского двора.
Палешане выполняют дорогие заказы, предпочитают сложные в выполнении композиции. Известнейшие иконы из Палеха выглядят словно религиозный комикс: множество завершенных миниатюрных сцен из жизни святого собраны вокруг центрального образа. При этом работа иконописца сродни ювелирной — лица размером меньше спичечной головки выводятся тончайшей кистью, и каждое несет свою эмоцию.

Палехским мастерам доверяют реставрировать росписи и заново расписывать настоящие русские святыни — Софийский собор в Новгороде, собор Мирожского монастыря в Пскове, Успенский собор во Владимире, расписанный в свое время Андреем Рублевым. В правление Александра III палешане успешно выполняют царский заказ на роспись Грановитой палаты Московского кремля.
Почетным членом артели становится Максим Горький, который дарит палешанам целую библиотеку художественных альбомов. При его поддержке палешане получают здание для размещения мастерской.
Удивительное свойство жить вдали от столичных городов, но быть в центре художественной жизни, наследует артель художников-палешан, объединившихся после революции для росписи лакированных предметов. Мастера сохраняют традиционный вкус и стиль, что делает их произведения узнаваемыми. Артель растет, палешане занимаются книжной иллюстрацией, росписью фарфора, монументальной стенописью. Основан музей палехского искусства, открыто училище для художников. Крестовоздвиженский собор 1774 года постройки превращен в музей древней живописи, и тем самым спасен от разрушения в новой, атеистической культуре.

Русские сказки находят органичное воплощение в искусстве палешан. Со временем один из сказочных героев — Жар-птица — перебирается на официальный герб Палеха. Многие знаковые события в истории страны палехские художники изображают через национальный эпос. Так Юрий Гагарин в работах палешан предстает в образе былинного богатыря-покорителя космоса.
Летом Палех утопает в зелени, зимой — в настоящих белоснежных сугробах, с заходом солнца — в многоцветной иллюминации: огнях, гирляндах и фонарях.
Красивые улочки с деревянными домами в наличниках, древние храмы, дома с историей.

В настоящее время Палех — это город творчества. Трудно встретить семью, в которой хотя бы в одном поколении не было художников или иконописцев. Как и прежде краски здесь готовят из куриного яйца, художники живут в деревянных избах, а традиции впитываются через совместное творчество.